Политзеки. Владислав Никитенко, который в первый день войны написал в СК заявление на Путина
Политзеки. Владислав Никитенко, который в первый день войны написал в СК заявление на Путина
17 мая 2024, 13:34

Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона

Все больше жителей России оказываются за решеткой из-за несогласия с властями, развязавшими войну против Украины. Счет политзаключенным идет на сотни — даже если их имена известны, правозащитникам трудно уследить за судьбой каждого. «Медиазона» старается регулярно напоминать об этих людях. Сегодня Никита Сологуб рассказывает о Владиславе Никитенко — изобретателе «ханграйдинга» и бескомпромиссном сутяжнике, который написал заявление на Путина, требуя привлечь его к ответственности за военные преступления, и оказался в колонии.

Владиславу Никитенко 54 года. В начале 2000-х он выпускал в Благовещенске газету «Амурский летописец», которая, по сути, была его личным блогом. На ее страницах он, не стесняясь в выражениях, бичевал местных депутатов, чиновников и судей, и первое уголовное дело на Никитенко завели из-за опубликованного в «Летописце» стихотворения про губернатора.

После этого издательскую деятельность пришлось свернуть, но Никитенко нашел себе новую трибуну — суды. Он писал жалобы во все возможные инстанции и участвовал в тысячах судебных заседаний, а чиновники в ответ писали заявления на него. Из-за этого против Никитенко возбуждали все новые дела о клевете. Тогда он, не дожидаясь ареста, уехал в Украину на велосипеде, ведь кроме бесконечной тяжбы с государством у Никитенко было и второе хобби: придуманная им самим оздоровительная система «ханграйдинг» (велопутешествия без еды).

В 2011 году дело передали в суд присяжных. Никитенко был уверен, что его оправдают, и вернулся в Благовещенск. Так и вышло — прокурор не смог убедить жюри в его виновности, и теперь этот случай как пример некомпетентности обвинения изучают студенты академии Следственного комитета. А Никитенко, раззадоренный победой, все активнее атаковал дальневосточные власти: однажды он даже смог добиться увольнения судьи, которого застукал спящим на заседании.

В 2014 году знакомый адвокат пригласил его выступить в качестве общественного защитника на судебном процессе в Краснодаре. Там Никитенко заметил, что прокурор общается с потерпевшим, и во всеуслышание предположил, что они любовники. На него завели очередное дело о клевете. Если на Дальнем Востоке силовики уже побаивались связываться с озорным сутяжником, то на Кубани обвинения посыпались на него одно за другим. В итоге в 2015 году он все-таки оказался в СИЗО.

Никитенко дали шесть лет колонии. Он отсидел срок от звонка до звонка, пять лет из шести — в одиночных камерах. За время своего заключения он написал 7 973 жалобы и вышел на свободу за день до нового, 2022 года.

24 февраля началась война. Никитенко в тот же день отправил в Генпрокуратуру, все следственные управления СК и военные прокуратуры всех округов заявления на Путина и всех членов Совбеза. Он называл их военными преступниками и требовал возбудить уголовные дела.

Когда в мае 2022 года в УК появилась статья о «дискредитации» армии, Никитенко стал одним из первых россиян, кому предъявили такое обвинение. В январе 2023 года его приговорили к трем годам колонии. Позже суд сократил этот срок на один месяц.

В заключении Владислав Никитенко остается верен себе: сейчас суды Амурской области рассматривают около 350 его жалоб.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке